Инновации в пути 25 марта 2013 | Все

Инновации в пути

В 2013 году Группа РПМ увеличит производство путевой техники на 170%

22 марта в ОАО «РЖД» состоялось заседание научно-технического совета компании под руководством президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. На этот раз заседание совета полностью посвятили путевому комплексу. Такое внимание не случайно и обусловлено тем, что именно от инфраструктуры во многом зависит и себестоимость перевозок, и скорость, и безопасность движения поездов, и даже снижение вредного воздействия на окружающую среду.

Сразу после окончания НТС «Гудку» удалось взять интервью у исполняющего обязанности генерального директора Группы РПМ ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» Бориса Васильева. 


– Борис Павлович, вы исполняете обязанности генерального директора ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» уже почти три месяца. Чем сегодня живет компания? Чего удалось достичь? 
– Пожалуй, наиболее знаменательное событие произошло совсем недавно. 19 марта ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш» получило сертификат соответствия IRIS. С 28 февраля по 2 марта у нас работали специалисты, отвечающие за сертификацию по этому стандарту. Мы сумели доказать, что можем работать на мировом уровне, соответствуя самым высоким требованиями качества. 
Если же говорить о производственных итогах, то прошлый год мы закончили успешно. Хорошо завершаем и первый квартал 2013 года. В сроки идёт выполнение всех обязательств, взятых в рамках лизинговой программы поставок путевых машин, заключённой на 5 лет между Группой РПМ, ОАО «РЖД» и лизинговой компанией. Поэтапная задача поставить путейцам более 3 тыс. единиц новой техники и специального подвижного состава выполняется без сбоев. Сегодня изготовленные в прошлом году путевые машины проходят наладку, а уже с 1 апреля они начнут работать на «окнах». 

– В 2011 году для ОАО «РЖД» вы произвели 67 крупных путевых машин и специального подвижного состава, в 2012-м – уже 106. Продолжится ли увеличение объёмов производства в текущем сезоне? 
– Конечно! 2013 год – ключевой для нас в пятилетней программе. На этот раз мы должны произвести 274 единицы тяжёлой путевой техники. Это прирост к заданию прошлого года на 170%. Такая нагрузка на предприятия заставила нас самым серьёзным образом подойти к изменению производственных процессов, развитию специализации не только в рамках заводов группы, но и в рамках цехов. Теперь, например, на калужском заводе каждый цех специализируется на выпуске только одного типа машин. Все упорядочено. Это улучшает показатели серийности производства, повышает квалификацию специалистов. 
Повышению производительности способствует и внедрение инструментов бережливого производства. По нашим расчётам, уже в этом году выработка на одного рабочего Группы РПМ должна превысить 3 млн руб. в год. Для машиностроительного предприятия это очень хороший показатель даже по европейским меркам. 

– Для улучшения производительности нужно работать с кадрами, повышать мотивацию. Какая работа проводится в этом ключе? 
– Нашему предприятию, как, впрочем, и многим другим, действительно не хватает квалифицированных кадров, особенно – рабочих, инженерно-технических специалистов. Если конструкторские службы удалось сохранить, то с технологами не всё так просто. К сожалению, к ним относились несколько пренебрежительно, и потому многие предприятия сегодня пожинают плоды этого – у них просто некому заниматься повышением производительности труда, выстраиванием эффективных производственных процессов. Квалификацию будем повышать, причём планируем делать это за счёт молодёжи – выпускников вузов. Ребята приходят талантливые: только-только получив диплом, они уже владеют новыми технологиями проектирования, подготовки производства, знают основы 3d моделирования. Кроме того, ставку мы делаем и на обучение персонала, уже работающего у нас. Имею в виду, конечно, центры ОАО «РЖД», занимающиеся повышением квалификации наладчиков, слесарей. Есть у нас и собственные курсы повышения квалификации. 
Если говорить о повышении мотивации через увеличение заработной платы, то это, конечно, очень важные для нас вопросы. Их мы решаем ежегодным индексированием. Уже сейчас средняя заработная плата на заводах в Калуге – около 34 тыс. руб. Чтобы не потерять специалистов, мы просто не можем на них экономить. Если они будут получать мало, то уйдут в другое место. Например, на предприятия автомобильного кластера. В той же Калуге находятся мощные производства «Фольксваген», «Вольво» и «Пежо». 

– Инвестируете ли вы в оборудование цехов? 
– Пятилетний контракт позволил нам оценить, какую технику в ближайшие годы нужно производить. В связи с этим у нас появляется возможность точечно закупать новые станки. В прошлом году, например, мы купили комплекс по раскрою металла фирмы «Мессер», серию расточных станков, листогибочный станок. Всё это в лучшую сторону скажется на качестве и производительности. Например, один только лазерный комплекс заменил почти 40 станков, на которых детали дополнительно обрабатываются после резки. 

– 3000 путевых машин, которые вы собираетесь поставить ОАО «РЖД», – это стандартные модели или всё-таки инновационные? 
– То, что мы планируем поставлять заказчику, значительно расширит возможности путейцев при проведении путевых работ. В первую очередь это щебнеочистительная машина RM-95, которая специализируется на стрелочных переводах. Её особенность в том, что она может забирать щебень шириной 8,6 метра. Также мы будем поставлять машины UNIMAT 4S, UNIMAT 4S динамик, которые подбивают стрелочный перевод, выставляют его в нужное положение и убирают щебень с верхнего строения пути. Ещё из новинок хотелось бы назвать тяговый модуль УТМ-5. Первая такая машина будет поставлена ОАО «РЖД» уже в этом году. Кроме неё, начат выпуск экскаваторов на комбинированном ходу. Список новинок у нас приличный: в нём есть место и самоходному снегоуборочному поезду, и универсальным машинам, таким как «Пума», которая не только подбивает и планирует путь, но и выполняет функции стабилизатора. 
Вся техника, выпускаемая предприятиями Группы РПМ, является основой программы поставки путевых машин для ОАО «РЖД» в период 2012–2016 годов. Объём поставок составляет более 75 млрд руб. В её рамках на железные дороги России, как вы сами отметили, должно быть передано более 3 тыс. инновационных путевых машин разной сложности и специального подвижного состава, выполняющих полный спектр работ по строительству, капитальному ремонту и текущему содержанию железнодорожного пути. При этом в 2013 году увеличение объёмов производимых и реализуемых машин произойдёт в геометрической прогрессии по сравнению с прошлыми годами. Это серьёзный технический и технологический вызов Группе РПМ, который мы готовы принять. 

– Вы сами проектируете свои машины? 
– Многое, конечно, делаем сами. Особенно после завершения переориентации Калужского завода из ремонтного предприятия в машиностроительное и появления собственного Инженерного центра. 
Не случайно ведь особый акцент при формировании холдинга мы сделали на разработку принципиально новых инновационных видов техники и глубокую модернизацию существующих машин, направленную на комплексное решение задач повышения эффективности эксплуатации железнодорожного пути и внедрения инновационных технологий его обслуживания. 
Но часть машин мы производим и совместно с зарубежными партнёрами: с австрийскими фирмами «Плассер и Тойрер» и «Линзингер», а также с французской компанией «Жейсмар». С последней, кстати, мы проводим модернизацию части машин. В том числе и машины РПБ-01 (распределитель-планировщик балласта). На него будут установлены новые подборщик и транспортер. 
Хочу отметить, что активное использование опыта передовых зарубежных компаний как в инновационных технологиях производства, так и конструкторских и технологических идей по разработке новых образцов машин, является необходимым условием развития компании. Для нас кооперация – это фактически трансфер передовых технологий от зарубежных производителей путевой техники к нынешним и будущим потребителям продукции Группы РПМ. 

– В этом году Центральная дирекция инфраструктуры и Центральная дирекция по ремонту пути ОАО «РЖД» передадут вам на сервисное обслуживание весь имеющийся у путейцев парк путевой техники. Уже что-то решено по срокам? Сложностей при передаче возникнуть не должно? 
– Передача пройдёт в несколько этапов. Первый начнётся с 1 июня, второй – с 1 октября. В 2014 году завершится третий. Парк огромен, многие машины выпускались давно, а потому не всегда сохранилась необходимая для обслуживания нормативная и техническая документация. Однако так или иначе мы решим эти вопросы. Напомню, что в октябре 2012 года на заседании координационного совета начальников железных дорог при президенте ОАО «РЖД» Владимире Ивановиче Якунине был положительно оценён уже существующий опыт Группы РПМ по ремонту и сервисному обслуживанию парка специального подвижного состава. Именно руководители железных дорог одобрили концепцию организации сервисного обслуживания путевых машин под управлением Группы РПМ. 
Создание системы сервисного обслуживания – сложный проект. Он предполагает открытие новых филиалов Группы на всей протяжённости железных дорог России, а в дальнейшем – всего пространства 1520. Это требует от нас создания универсальной технологии проведения сервисных работ, новой инновационной системы обслуживания всего парка путевой техники и специального подвижного состава ОАО «РЖД», направленной на обеспечение бесперебойной работы машин и механизмов при текущем обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры нашего стратегического партнёра. 

– В своём развитии Группа РПМ нацелена только на удовлетворение потребностей ОАО «РЖД» или вы осваиваете и новые рынки? 
– Наша стратегия определяет ОАО «РЖД» как стратегического партнёра. Однако это не мешает нам работать с Казахстаном, Туркменией и даже Индией. Мы позиционируем себя как полноценного участника мирового рынка путевых машин. Например, с 7 по 9 марта мы были в Стамбуле на традиционном форуме Eurasia Rail 2013 – одном из крупнейших в этом регионе, который собирает ведущих производителей не только железнодорожной техники, но и комплектующих для неё. 
Группа РПМ только выходит на международную арену с новым позиционированием, суть которого мы объясняем широкой зарубежной аудитории. Мы объясняем, почему считаем себя стратегическим партнёром РЖД, почему позиционируем себя как игрока глобального рынка. И мы видим, что интерес к нашей компании многократно вырос. Ведь мы одна из немногих компаний в мире, которая производит полную гамму путевых машин – от мотрис разного рода до сложнейшей техники типа щебнеочистительных комплексов и подбивочных машин. Нас начинают воспринимать как достойного, компетентного партнёра, который строит надёжные и современные машины. 

– Борис Павлович, вы упомянули Индию в числе интересующих вас рынков. Вы уже поставляете туда технику? 
– В Индии буквально в самое ближайшее время мы открываем своё представительство. На данный момент мы командировали в эту страну 12 человек. Их них 10 – это наладчики. Они обеспечивают работу уже поставленной техники. Уже через два месяца представительство заработает в полную силу. 
Для обеспечения рынков, где присутствует техника Группы, новой качественной путевой техникой мы превращаем наши заводы в современные высокоэффективные предприятия. Для этого нужен значительный и качественный рывок. Обеспечить его – общая задача коллективов каждого предприятия, входящего в Группу. И то, что это возможно – сомнений нет ни у кого: ни у руководства, ни у рабочих. 

– Ну и напоследок. Расскажите, какие наиболее важные решения приняли на прошедшем НТС? Какие задачи ставит компания перед путевым комплексом и перед вашим предприятием в частности? 
– Что касается именно Группы РПМ, то нам совместно с ЦДИ, ЦДРП и ПКТБ ЦП сроком до 15 декабря поручили подготовить предложения по техническим характеристикам и номенклатуре инновационной путевой техники. 
В целом работе в режиме закрытых перегонов участниками НТС уделялось самое пристальное внимание. Так что не случайно до 31 июля всем причастным департаментам предстоит разработать типовые технологические процессы капитального ремонта и реконструкции пути для работы на закрытых перегонах как в летнее, так и в зимнее время. 

Беседовал Влад Витальев


  • Вклад в безопасность
  • Технологический лидер
  • Производитель  «русских» машин
  • Игрок глобального рынка
  • Стратегический партнер РЖД